Дзержинский праздничный сайт - новости, фотоотчеты, праздники

Свет явления Господня

19 января - великий праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

 

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий;

 на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

(Исаия 9:2)

 

 

Крещение, Богоявление, Просвещение, - все эти названия одного и того же великого двунадесятого праздника Церковное Предание донесло до нас из глубины веков. Евангельское событие, легшее в его основу, достаточно хорошо известно: достигнув тридцатилетнего возраста, Господь Иисус Христос крестился в водах Иордана от Иоанна Предтечи, ознаменовав этим свой выход на общественное служение. «…Трепетен бысть и возгласи Предтеча: «Како просветит светильник Света? Како возложит руку раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех!», - такие слова, как бы от лица Иоанна Крестителя, звучат в одном из песнопений праздника.

 Слово «крещение» обозначает «очищение, омовение». В русском языке удивительным образом совпали два понятия: «креститься» как «омыться, очиститься» и «креститься» в значении «осенять себя крестным знамением». Таким образом, в слове «крещение» видится крест, а в купели Святого Таинства Крещения умозрительно предызображается Животворящий Крест Господень, как орудие нашего спасения.

Крещение Иоанново было крещением покаяния, он омывал в Иордане грехи людские. Безгрешный Сын Божий не имел никакой нужды  креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к Иордану, чтобы  очистить их посредством крещения. Крестившись, Он также подтвердил истинность Иоаннова крещения и его достоинство, как Предтечи и Пророка Мессии.

Погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого крещения, — пишет прп. Иоанн Дамаскин. По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16).

По изъяснению свт. Кирилла, архиепископа Иерусалимского, "как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, так и теперь Дух Святый возвещает разрешение грехов в виде голубя: там ветвь масличная, здесь милость Бога нашего".

История праздника коренится в апостольской традиции. Богоявление издревле находится в числе великих двунадесятых праздников. Еще в «Постановлениях Апостольских» (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Существуют свидетельства, что он отмечался уже во II веке. На празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В Ш веке свои беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Римский и св. Григорий Неокесарийский. Святые отцы IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие оставили нам свои глубоко назидательные поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления.

До IV века праздник Крещения был совмещен со днем Рождества Христова. Этот двойной праздник и назывался Богоявлением. Своим названием он обязан, как ни странно, еретику Василиду, который учил, что Иисус не был Богом до момента крещения и стал Им, когда на Него сошел Святой Дух. Поэтому Василид и дал празднику такое название – Теофания (в переводе с греческого – Богоявление). В противовес еретикам-гностикам, желая подорвать их лжеумствование, православные соединили с праздником Крещения праздник Рождества Христова, чтобы показать и приучить к мысли, что и Рождество – тоже Теофания (Богоявление), только не с момента крещения, а с самого рождения. Таким образом, Святая Матерь Церковь учит, что Господь имел Божеское Естество уже в рождении, а в Крещении Он не стал Богом, а лишь явил Себя Богом, причем показал троичность Своего Естества. Бог Отец явил Себя в гласе, Бог Сын перед лицом народа крестился от Иоанна, а Бог Дух Святой «в виде голубине» сошел и почил на Христе.

С древних времен в церковном уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления называется также днем Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить "седящих во тьме и сени смертней" (Мф. 4, 16), спасти падший род человеческий открывшейся во Христе Божественной благода­тью (2 Тим. 1, 9-10).

Традиционно к этому дню приурочивали принятие Таинства Крещения. В древности, в укор нашему времени, отношение к Таинству было гораздо более ответственным. Взрослые крестились только после тщательной подготовки – катихизации. Она могла продолжаться три, шесть месяцев и даже до года. В самые великие и праздничные дни Церковь усугубляла свое торжество, присоединяя новых членов, рождая новые души к жизни во Христе.  В память об этой древней практике Церкви в богослужебном уставе сохранилась следующая особенность: в самые большие праздники (Пасха, Рождество, Крещение) на литургии Трисвятое заменяется пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Праздник Крещения в Православной Церкви совершается с равным торжеством, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные святками, составляют как бы одно торжество. Следуя от Вифлеема к Иордану и встречая событие Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо свет сущим во тьме озаряти уже начинает».

Конечно же, главная и самая запоминающаяся особенность праздника – Великое освящение воды. Оно получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв на водоосвящение написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное устройство чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому.

Великое водоосвящение совершается лишь два раза в год: в навечерие Крещения (сочельник) и в сам день праздника, причем последование на освящение воды одно и то же, слово в слово, поэтому  неправы те, кто суеверно разделяет воду на «Крещенскую» и «Богоявленскую» и хранит в разных сосудах. Вода Великого освящения называется великой агиасмой, то есть великой святыней (в переводе с греческого). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачество: назначает её пить тем, кто не может быть допущен до Св. Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше жилища своих прихожан, окропляли их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

На Руси издревле было принято в праздник Богоявления совершать торжественные крестные ходы на реки и водные источники. В допетровской Москве празднования отличались особенной торжественностью и благолепием.  В XVI, XVII веках Цари являлись на этот праздник в полном блеске своего сана: в одеянии из дорогой материи, с бо­гатыми украшениями из драгоценных камней и жемчуга, в цар­ском венце, блиставшем алмазами, изумрудами, с бога­той «диадимою» на плечах и с золотой цепью, на которой нахо­дился крест с частицами Животворящего Креста и Ризы Господ­ней; в руках у них был золотой жезл, украшенный драгоценными камнями; башмаки Царя были унизаны жемчугом. Со всех концов России съезжались в это время в Москву, чтобы видеть торжест­венный обряд освящения воды, совершавшийся Патриархом на Мо­скве-реке, где была устроена «Иордань», расписанная золотом, се­ребром, украшенная шелковыми цветами, зелеными листьями, с изображениями птиц, вырезанными из медных листов. Сам обряд водосвятия совер­шался так: Патриарх раздавал всем, начиная с Царя, свечи и со­вершал «действо по чину»; во время погружения креста в воду, при пении тропаря, подносили знамена для окропления. Патриарх черпал серебряным ведром воду из «Иордани» и отдавал ключарю, наполнив также водою «государеву стопу», которую относили во дворец для окропления комнат, осенял Царя крестом, кропил святой водой и поздравлял с праздником. Петр I участвовал в крестных ходах на водосвятие уже не во всем «царском велелепии», а в качестве капитана Преображенского полка, шел вместе с полком и хором. Другие государи также всегда присутствовали при торжественном водоосвящении.

 Начиная с XVIII века, установился новый обычай салютовать из всех имеющихся орудий во время шествия. Крестный ход и водосвятие с окроплением знамен совершались при громе пушечных выстрелов и ружейных залпов.

И. С. Шмелев в романе «Лето Господне» описывает свои детские воспоминания конца XIX века. «Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы  с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу, против Тайницкой башни. Отец спрашивает — хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней — прорубленная во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники, много-много. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрик протодиакона. Говорят — "погружают крест!". Слышу знакомое —"Во Иорда-а-не... крещающуся Тебе, Господи-и... — и вдруг, грохает из пушки. Отец кричит — "пушки, гляди, палят!" — и указывает на башню. Прыгают из зубцов черные клубы дыма, и из них молнии... и — ба-бах!.. И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены». После революции эта традиция отпала, и нет никакой надобности её возрождать, как не вполне согласную с православным Преданием.

Обычай же совершения крестных ходов на реки и водные источники, наоборот, к счастью возрождается. Очень важно, чтобы к возобновляемым традициям не примешивались суеверия. Если позволяют условия и здоровье, неплохо и искупаться в проруби, но не следует придавать этому слишком большого значения. Чрезвычайно распространено заблуждение, что, омывшись в проруби, человек якобы «смывает» все накопленные за год грехи. Средство для очищения грехов только одно – Таинство Покаяния, которое есть второе крещение, омывающее совесть. 

Святитель Григорий Богослов через века обращается к нам в своем слове на Богоявление: «Итак, будем праздновать не пышно, но божественно, не по-мирскому, но премирно, не наш праздник, но праздник Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки, не праздник немоществования, но праздник уврачевания, не праздник создания, но праздник воссоздания». Святой день света явления Господня!

Дмитрий Романов