Дзержинский праздничный сайт - новости, фотоотчеты, праздники

7 апреля - великий двунадесятый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы

Текст Дмитрия Романова

Этот великий двунадесятый праздник посвящен воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. Это священное событие, совершилось по церковному преданию в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи. "Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста..." воспевает Святая Церковь в начале службы праздника Благовещения. Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов.

Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева - Преблагословенная Отроко-вица Мария, - достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия.

Пресвятая Мария была обручена с праведным восьмидесятилетним старцем Иосифом из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Святые отцы Церкви - Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она - Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исаия: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог» (Ис 7:14). Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится стать Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. Она даже не допускала мысль, что станет Ею Сама.

Протоиерей Александр Поляшов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы пос. Желнино г. Дзержинска:

- Священное Писание говорит нам: «…Послан был Архангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве по имени Мария. Войдя к Ней, Архангел сказал: «Радуйся, Благодатная! Госполь с Тобою, благословенна Ты в женах». Она же, увидев его, смутилась от его слов и размышляла, что бы значило это приветствие. На это ангел сказал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога… И родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария же сказала Архангелу: «Как это будет?» И тот Ей ответил: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Тогда Мария сказала: «Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее Архангел. (Лк 1:26-38).

Сколько раз все православные христиане повторяют это радостное приветствие в молитве «Богородице Дево, радуйся…», и каждый раз сердца наши наполняются радостью веры, что обещанный Спаситель, Сын Божий, придет, родившись от Пречистой Девы, и даст нам силы победить страсти и пороки, которые борются в нашей грешной душе.

Сколько раз, читая эту молитву, мы не могли не вспомнить слов Пречистой Девы «Се, раба, Господня, буди Ми по глаголу твоему», тем самым подражая Ее смирению, которое есть основа для добродетели, основание для преданности воле Божией, несмотря ни на какие искушения.

Праздник Благовещения установлен еще в глубокой древности. Всё богослужение праздника проникнуто светом и радостью. «Радость», «радуйся» - самые частые слова в службе Благовещения. Частицу этой радости мы проносим через весь год, употребляя ежедневно и неоднократно слова ангельского приветствия (по-славянски: целования) «Богородице Дево, радуйся!..» Всем известный Акафист Пресвятой Богородице есть именно Акафист Благовещению. Акафист, как жанр хвалебных песнопений, в древности назывался «кондак»: наш нынешний кондак – лишь первая, начальная строфа древнего кондака. Ныне он является кондаком праздника Благовещения, хорошо всем известным «Взбранной Воеводе…».

Припев Акафиста красной нитью проходит через всё богослужение праздника. Верующее сердце не устаёт приветствовать и прославлять Пречистую Деву словами ангельского целования: «Радуйся, Невесто Неневестная!»