28 сентября - 5 октября - иудейский праздник Суккот
После Дней Суда, Раскаяния и Искупления приходит пора веселья, время прославления Всевышнего - праздник Суккот. Его символом являются слова: "И чистосердечным - радость". Это значит, что после того, как евреи очистили своё сердце раскаянием в Рош Ашана и Йом Кипур, они достойны провести Суккот в радости.
Пятнадцатого числа месяца Тишрей начинаются праздники, продолжающиеся 8 дней. Первые семь названы "Суккот, ибо в эти дни заповедано жить в суке. Следующий день назван днём Священного собрания (Ацерет), а поскольку он восьмой (Шмини) с начала праздника, его называют Шмини Ацерет.
Первый и восьмой дни - праздничные; в эти дни запрещена любая работа, кроме приготовления пищи.
Тора обязывает евреев покидать свои дома и перебираться в суку в пятнадцатый день месяца Тишрей в память о шалашах, которые построил им Всевышний во время Исхода из Египта. Суку строят следующим образом: сначала возводят стены, затем покрывают их схахом (кровлей) - листьями, тростником, пальмовыми ветками и т. д. Стены могут быть сделаны из любого материала, главное, чтобы они могли устоять , когда дует сильный ветер. Не покрывают суку тем, что идёт в пищу. Тора предписывает жить в суке 7 дней точно так же, как всё остальное время человек живёт в своём доме. Следует есть, пить и спать в суке и встречаться в ней с друзьями. Лучше всего посвящать своё время занятиям Торой и изучению законов, относящихся к празднику и его заповедям.
Запрещено устраивать сеуду за пределами суки. Сеуда - это трапеза, во время которой человек за определённое время съедает хлеба из теста больше, чем весит яйцо. Это же относится и к вину. Если человек пригласил гостей, чтобы угостить их вином, пивом и другими напитками, - он должен принять их в суке. Перекусить на скорую руку можно и вне суки, например, когда человек выпил вина или съел хлеба меньше, чем весит яйцо. Обязанность устраивать праздничную трапезу в первый вечер распространяется и на второй вечер.
В первое утро праздника каждый еврей поднимается пораньше (после восхода солнца), заходит в суку, берет в руки "четыре вида растений", поднимает их и произносит два благословения: "Благословен Ты...Заповедавший нам брать (в руки) лулав" и "Благословен Ты.. Давший нам дожить..." Если исполнение заповеди совершается в синагоге, благословения произносятся прежде, чем там будет прочитан Галлель ( в этом году начало праздника 28 сентября в 10.00: праздничная молитва, благословение на 4 вида растений и трапеза в шалаше).
Все четыре вида растений - этрог, лулав, гадас и араву - заповедано брать в руки и поднимать вместе, и если отсутствует хотя бы одно из них - заповедь не выполнена.
Нельзя приступать к трапезе, не исполнив эту мицву.
"Четыре вида растений" символизируют четыре части еврейского народа. Поэтому каждый, кто правильно и сосредоточенно исполняет эту важнейшую заповедь, приносит мир и единство всему Израилю. Он приближает себя и других к Всевышнему и приводит в мир Его Шхину.
Мудрецы отметили: "Плод прерасного дерева (этрог)" - это Израиль. У этрога есть и вкус, и аромат, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой и творящие добро.
"Пальмовые листья" - это Израиль. Как у плода пальмы (финика) есть вкус, но нет запаха, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой, но не совершающие добрых дел.
"Ветвь густолиственного дерева" - и это Израиль. Так же как гадас благоухает, но не имеет вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, совершающие много добрых дел, но не занимающиеся Торой.
"Речные вербы" - это тоже Израиль. Как арава не имеет ни запаха, ни вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, не занимающиеся Торой и не преуспевшие в добрых делах.
Что же делать Всевышнему с подобными людьми? Он сказал: "Присоединю их к остальным, и будут все они в одной связке, так что одни смогут искупить грехи других".
Наслаждение праздником заключается в устроении двух трапез - вечерней и дневной - и зажигании праздничных светильников, чтобы вечерняя трапеза проходила при ярком свете. Трапезу благословляют целыми буханками хлеба (халами). Вино пьют не только во время кидуша, но и потом, за едой. Обязательно едят мясные (и другие) лакомства, для того, чтобы насладиться праздником. Садясь за праздничный стол, человек обязан накормить пришельца, сироту, вдову, бедняка. Сидя за праздничным столом, человек не должен вести пустые разговоры, ибо радость праздника - радость служения Творцу.