Интервью с руководителем литературно-драматургической части Дзержинского театра драмы А.М. Расевым
27 марта традиционно отмечается Международный День театра. В преддверии праздника мы побеседовали с руководителем литературно-драматургической части Дзержинского театра драмы Александром Михайловичем Расевым. Эту беседу и предлагаем вашему вниманию.
- Александр Михайлович, поскольку наша беседа проходит в канун Международного Дня театра, логично начать разговор с вопроса «Что значит театр в Вашей жизни»?
- Профессионально я занимаюсь театром около 7 лет. Но вообще театр в моей жизни был всегда. В детстве и юности – участвовал в самодеятельности, потом много смотрел, читал, писал. А сейчас – это не просто работа, это – часть жизни.
- Скажите, как Вам кажется, с какой целью зритель идет в театр? Развлечься?
- Не думаю. Все-таки, если я хочу просто развлечься, то могу выбрать дискотеку или ночной клуб. Театр – это несколько другое. В его полутемном зале зритель ждет откровения, сильных эмоций. Если мы сейчас будем вспоминать наиболее значимые исторические театральные события, (не в Дзержинске, а в театре вообще), то будем говорить о постановках «Гамлета» и «Короля Лира» У.Шекспира, о «Трехгрошовой опере» Б.Брехта и «Маскараде» М.Лермонтова, о «Грозе» А.Островского и «Сирано де Бержераке» Э.Ростана. То есть в первую очередь на память приходят отнюдь не комедийные постановки. Да и неизменный лидер проката чуть ли не во всех театрах мира «Ромео и Джульетта» отнюдь не водевиль. Ведь так?
- Но при этом в большинстве театров «кассу делает» хорошая французская или американская комедия.
- Согласен. И сам люблю от души посмеяться. Только вот с хорошим юмором всегда проблема. Все эти шутки «ниже пояса», и бесконечные повторения одних и тех же сюжетных ходов привлекают зрителя все меньше и меньше. Заметьте, даже антрепризные спектакли сейчас имеют в основе хорошую драматургию – «Двое на качелях» У.Гибсона, «Мой бедный Марат» А.Арбузова, «Эти свободные бабочки» Л.Герша – вот самые яркие события гастрольных антреприз последнего времени.
- А как же «Клинический случай» Р.Куни? На этом спектакле Йошкар-Олинского театра зал был полон, и принимали его с восторгом.
- Хороший был спектакль. Но мне «Примадонны» К.Людвига понравились больше. Там было больше лирики и простого человеческого тепла. Хотя, это, наверное, дело вкуса.
- Давайте вернемся к репертуару Дзержинского театра. Чего в нем больше? И какие спектакли зритель лучше принимает?
- Мне кажется, наш репертуар сейчас хорошо сбалансирован. Есть и российская классика, и мировая. Есть А.Н.Островский, А.П.Чехов, Ф.М.Достоевский, У.Шекспир, Э.Ростан… Есть комедии – «Таланты и покойники» Марка Твена и «Квадратура круга» В.Катаева, есть серьезная драма «Затейник» В.Розова и театральная феерия «Алые паруса» по повести А.Грина. Спектакли адресованы зрителям самых разных вкусовых предпочтений и возрастов. Собственно, так и должно быть в репертуарном театре. А что зритель лучше принимает? Не знаю, мне кажется, наш зритель нас любит и все спектакли смотрит хорошо.
- Спрошу по-другому: на какие спектакли больше продается билетов?
- В этом сезоне лидером проката стал спектакль «Таланты и покойники». Веселая, яркая история, наполненная добрым юмором. Но при этом лидером рейтингового голосования вот уже второй сезон неизменно остается «Дядюшкин сон».
- Что это за голосование и как оно проходит?
- На нашем сайте есть страницы, посвященные каждому спектаклю. Здесь зритель может поставить ту или иную оценку. Итоги подводятся по количеству оценок «Отлично» в процентом соотношении от числа проголосовавших. Так вот, «Дядюшкин сон» имеет 91% таких оценок. Второе место занимают водевили А.П.Чехова, объединенные в спектакль «Не верьте шампанскому!», дальше – «Двенадцатая ночь» У.Шекспира и «Алые паруса» по А.Грину. Так что сами смотрите, что кому больше интересно.
- А по каким критериям выбираются пьесы для постановок?
- Критерии простые: необходимо, чтобы пьеса была хорошей, чтобы она была интересна сегодняшнему зрителю, чтобы были актеры, способные наиболее ярко показать свой талант именно в работе над данной ролью, чтобы расширялась палитра жанров, чтобы не было перекосов в ту или иную сторону, ну, и так далее.
- Вы, как завлит, отвечаете за подбор пьес для репертуара?
- Я бы так не сказал. Пьесу всегда выбирает для постановки именно режиссер. Да, я много читаю, предлагаю режиссерам, но и они тоже имеют свои планы и свои предпочтения. Дело завлита быть в курсе новинок, заглядывать в репертуарные планы других театров, общаться с авторами и переводчиками…
- Вы смотрите все спектакли?
- Конечно.
- А у Вас есть любимый спектакль в репертуаре театра?
- Чаще всего любимым бывает тот спектакль, над постановкой которого театр работает. Вот сейчас меня очень интересует как зритель примет и оценит нашу премьеру – «Я тебя никогда не прощу», мне этот спектакль кажется и важным для репертуара, и интересным, и современным. А вообще каждая из работ театра по-своему дорога. Мне очень жаль снятых с репертуара спектаклей «Любишь – не любишь», «Привет, Париж!», «Господин Пунтила и его слуга Матти»…
Сколько по времени спектакль «живет», то есть присутствует в афише?
- По-разному. Иногда – 2-3 сезона, иногда меньше, иногда – больше. Все зависит от зрительского спроса, от договоров с авторами и правообладателями, от массы других факторов. Сейчас «ветераны» репертуара - «Золушка» Е.Шварца и «Дикарь» А.Касона. Их премьеры состоялись 4 года назад. Для провинциального театра это большой срок, поверьте. Очень хочу пожелать такой же судьбы и другим нашим премьерам.
- А как Вы оцениваете наших актеров? У вас есть любимые роли, например?
- Я люблю актерские работы Татьяны Орловой и Игоря Тарасова в «Дядюшкином сне», Артема Баранова в «Квадратуре круга» и Ивана Никулина в «Дикаре», Юрия Кислинского в «Не верьте шампанскому!», Вячеслава Рещикова и Татьяны Зининой в «Двенадцатой ночи», Андрея Крайнюкова в «Рядовых», Василия Минаева в «Грозе»… Перечислять можно много, но выделять кого-то особо не хочу. Каждый из наших актеров по-своему интересен и незаменим. И это особенно становится понятно, когда кто-то по тем или иным причинам из театра уходит.
"Дядюшкин сон" "Квадратура круга"
- Если мы заговорили об актерах, скажите – завлиту часто приходится с ними общаться?
- Несомненно. Ну, во-первых, мы проводим в театре большую часть времени, и уже это само по себе способствует общению, потом - к завлиту часто приходят поговорить о роли, о спектакле, просто пообщаться. Мне кажется, это одна из наиболее открытых профессий в театре. И мне она этим очень нравится!
- Вернемся к разговору о репертуаре. Сейчас в афише театра Ваша инсценировка «Алых парусов». А другие театры Ваши пьесы не заинтересовали?
- Ну, во первых я очень благодарен Валентину Морозову за саму возможность прикоснуться к повести А.Грина, к его творчеству. Работа над «Алыми парусами» - замечательное время! Что касается других театров… В Новомосковском театре второй сезон идет моя инсценировка «Морфия» Михаила Булгакова, в Ирбите только что состоялась премьера спектакля по пьесе «Не бойся Тимми», написанной по мотивам одного из рассказов Айзека Азимова, в нескольких театрах (Арзамас, Тобольск, Майкоп, Мурманск) поставлены спектакли по моей сказке «О том, как Змей Горыныч жениться собрался, а Иван пожарный ему помешал». Но я бы все-таки не стал говорить о себе, как о драматурге. Я – завлит, время от времени пишущий более или менее удачные тексты для театра. Все-таки драматург – профессия штучная. У него должен быть очень хороший слух, умение через своих персонажей говорить живым языком, четко выстраивать конфликт и действие, в итоге именно драматург ярче всего отражает время, в которое живет.
- Самое время поговорить о современных авторах. Что-то их пьес в афише не видно…
- 27 марта премьера – спектакль по пьесе Ярославы Пулинович «Жанна». У нас он будет называться «Я тебя никогда не прощу». Пулинович - молодой, но очень востребованный сегодня драматург, чьи пьесы идут на сценах столиц и провинций, в России и за рубежом. Могу вспомнить еще спектакли по пьесам В.Жеребцова, А.Слаповского, В.Сигарева… Но вообще я согласен, современный автор у нас в афише гость редкий. И тому есть причины. Хороших пьес мало всегда, в любое время, немного их и сейчас. И потом – зритель очень не любит, когда о нем говорят плохо. Мы привыкли, что нас хвалят и возвеличивают, говорят о широте души и т.д., и т.п. А сегодняшние авторы видят современников несколько другими, открывая и вскрывая многие язвы нашей жизни. И на поверхность выходят вечные спутники человека – корысть, алчность, зависть, жестокость, лицемерие, грубость, агрессия. Ну не хочет зритель видеть себя таким!
- Так это зритель виноват?
- Я бы так не сказал. Наверное, это все-таки проблема драматургии. Театр не смотря ни на что должен показать «свет в конце тоннеля». У Шекспира Ромео и Джульетта погибают в финале трагедии, но эта смерть не вгоняет нас в депрессию, а наоборот, учит ценить красоту жизни. А один из современных персонажей, умирающий в собственной блевотине, наоборот погружает зрителя в какую-то безысходную тоску.
- Но пьесы «новой драмы», как их называют, с успехом идут в столичных театрах…
- Отнюдь. И там в репертуаре больше комедий, мелодрам и высоких классических трагедий. И потом, столичный зритель немного другой. Один из московских театральных критиков, рассказывая об опыте просмотра подобных «жестких» спектаклей, так описывает свои ощущения: «Я как будто бы сижу за стеклом и наблюдаю за жизнью насекомых, чьи страсти и повадки бесконечно от меня далеки». Мы же живем в окружении подобных «обитателей дна» и никак не хотим ощущать поэзию их существования еще и на сцене. Но, с другой стороны, это неправильно, когда театр делает вид, что вокруг лишь розы и одуванчики и ничего черного в нашей жизни нет.
Впрочем, у нас был очень хороший спектакль «Блин-2» по пьесе А.Слаповского, как раз о наркоманах, и зрители сочувственно его смотрели. Есть в «портфеле» и еще пара-тройка таких произведений. Думаю, что спектакль по одному из них зритель увидит в недалеком будущем.
- Если мы заговорили о «портфеле», может быть, приоткроете его и назовете несколько ожидающих дзержинцев премьер?
- В театрах не любят говорить о дальних планах. Знаете, все меняется так быстро, что порой наши намерения весьма и весьма серьезно корректируются – временем, финансами, массой других причин. Так что о всех названиях говорить не буду, но кое-что все-таки можно обозначить. Как уже говорил, 27 марта – премьера современной мелодрамы «Я тебя никогда не прощу». Закроем сезон в конце мая премьерой ироничной комедии «Странный отель для нежных сердец» по пьесе Алана Милна «Дорога на Дувр». Наш зритель знает Милна, как автора «Винни-пуха», но он был еще и прекрасным драматургом, в чем приглашаем всех убедиться в конце мая.
К открытию сезона запланирована еще одна премьера – большой и яркий музыкальный спектакль «Ночь перед Рождеством». Автор либретто Евгений Муравьев и композитор Егор Шашин предложили собственную версию повести Н.В.Гоголя, с ней мы вас и познакомим. Конечно, будет сказка к Новому году, будут и еще премьеры. Обо всем узнаем в свое время.
- Что ж, спасибо за беседу, с праздником Вас и весь коллектив театра и удач в будущем!
- Спасибо. Приглашаю всех наших зрителей чаще приходить в театр, а мы постараемся сделать все, чтобы оставаться вам нужными и интересными.