Дзержинский праздничный сайт - новости, фотоотчеты, праздники

Вершина года

 

Приближаются дни Страстной седмицы, каждый из которых именуется Великим, а за ними Светлая седмица, каждый день которой – Светлый. Это особое время как в богослужебном году, так и в жизни христианина, и естественно в связи с этим возникает множество вопросов. На некоторые из таких вопросов отвечает протоиерей Николай НАТАРОВ, клирик церкви в честь Казанской иконы Божией Матери г. Кстово Нижегородской области.  Долгие годы, с 1989 по 2010-й, отец Николай был первым настоятелем Благовещенской церкви пос. Желнино, г. Дзержинска. И хоть сейчас он служит в другом храме, дзержинцы помнят и любят уважаемого батюшку.

- Отец Николай, говорят, что в Великий Четверг "годовое причастие"? Что это значит?

- В этот день вспоминается Тайная Вечеря, на которой и было установлено Таинство Причащения, но благодать Таинства равна, в каком бы месте и в какой бы день ни была совершена Литургия. Церковь верует, что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). Поэтому считать, что причастие в один из дней иное, чем обычно, какое-то «годовое» - грех. За этим суеверием стоит лукавая мысль, что причастившись на такой службе, можно целый год не появляться в храме.

 

- Для чего освящают соль в Великий Четверг? Как ее использовать?

- Соль - символ христианского учения, Господь говорит в Евангелии: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» (Мф 5:13).  Свеча – символ света благодати Христовой, а соль – благотворного, сохраняющего действия ее в мире, подобно тому, как обычная соль сохраняет продукты от порчи.

С такими напоминаниями и существует обычай освящать в храме соль. Её используют в пищу в течение всего года, добавляя понемногу  в солонку с общей солью. Таким образом, в наших домах хранится освященная соль, и ею освящается вся наша пища.

 

- Что делать с огарком свечи с чтения Двенадцати Евангелий?

- Действительно, существует красивая русская традиция, согласно которой молящиеся в храме на богослужении утрени Великой Пятницы, когда читаются Двенадцать Страстных Евангелий, на протяжении всей службы стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой. Дома от этих свечей зажигают лампадки. Огарок обычно хранят на божнице, им пользуются в течение всего года для зажигания лампады. Есть обычай в этот день копотью от горящей четверговой свечи рисовать кресты на дверных и оконных проемах с молитвой, для охранения от зла.

Однако следует помнить, что все наши внешние обрядовые действия, использование различных предметов бессмысленны, если не задумываться об их внутреннем содержании.

 

- Выпекая куличи, готовя пасхи и прочие праздничные снеди, необходимо их пробовать. Грешно ли это?

- Пробовать на вкус кулич не грех, а необходимость, дабы не испортить продукт, а вместе с ним и праздник всем своим домашним и гостям. Не нужно фарисействовать, греховна не скоромная пища, а наше стремление угождать своей плоти. Если кто-то под видом пробы утоляет страсть чревоугодия, то такая «проба» - точно грешна.

 

- В Пасхальном слове Иоанна Златоуста к празднику одинаково приглашаются "постившиеся и не постившиеся". Выходит, можно было и не поститься?

- Во-первых, это касается людей болящих, слова «не постившиеся» относятся в первую очередь к ним. Во-вторых, было много таких случаев, когда люди, случайно придя в храм на Пасхальную службу, становились христианами. Они испытывали переживания, подобные тем, что были у посланников святого князя Владимира: «Мы не поняли, где были – на небе или на земле».

Но Церковь готова принять ради их обращения  и тех, кто не постился  и по лености, и по неверию, ибо Пасхальная радость так велика, что способна растопить и их каменные сердца.

 

- Если человек причастится в Пасхальную ночь, можно ли ему разговляться со всеми, есть мясо, пить вино, участвовать в увеселениях?

- В любой праздник, а особенно на Пасху, веселье должно быть светлым, небесным, одухотворенным, весельем ради Христа. Конечно, можно участвовать в праздничной трапезе, но и отношение должно быть соответствующее: причастник должен в первую очередь хранить благодать причастия, поэтому от увеселений лучше воздержаться.

 

- Как правильно разговляться? Сразу после службы садиться за стол или выспаться, а потом уже трапеза?

- Прямого указания на это в Уставе нет, разговляется каждый человек по собственному желанию, исходя из самочувствия. Естественно, что после строго продолжительного поста не нужно сразу отягощать себя большим количеством жирной, скоромной пищи. Некоторые делают так: придя домой после Пасхальной службы, разговляются пасхальными снедями, то есть съедают яичко, кусочек кулича и пасхи, запивают небольшим количеством вина и ложатся спать. А после сна уже устраивают праздничное застолье.

 

- Можно ли выбрасывать в ведро скорлупу от пасхальных крашеных яиц? Как быть с модными сейчас наклейками, на которых присутствуют священные изображения?

- Можно выбрасывать скорлупу от яиц, с наклейками же сложный вопрос. Мое мнение -лучше не покупать их, дабы не ввести себя и других во грех. Если же вам подарили такие яйца, наклейки со священными изображениями (ликами Христа, Богородицы, крестами) нужно отделить и сжечь в церковной печи.

 

- Можно ли уже после первого дня Пасхи, в продолжение Светлой Седмицы, снова красить яйца и приносить их для освящения?

- Конечно можно, и не только на Светлой Седмице, но и в продолжение всего попразднства Пасхи. В старину даже существовал обычай красить яйца и на Троицу. В зеленый цвет, свежей березовой листвой. Некоторые придерживаются этого обычая до сих пор.

 

- Почему священники так строго запрещают ходить в Пасху на кладбище?

- Не правда ли, раз запрещают, значит в этом есть свой смысл? Писание говорит: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Еккл 3:1-2, 5). Церковь задает всем нам правильную систему ценностей: общее выше личного. Пасха - это день общей, вселенской радости о Христе Воскресшем, а скорбь по разлуке с усопшими – наша личная скорбь. Придя на кладбище, поневоле будешь скорбеть, и получается, что свою, личную скорбь ты ставишь выше общей, вселенской радости. Идя в Пасху на кладбище, мы обнаруживаем свое полное безразличие к Матери-Церкви, к Крестному подвигу Христа-Спасителя, прикрывая это ложной любовью к усопшим. Посещение кладбищ благословляется, начиная с Радоницы.

Подготовил Дмитрий РОМАНОВ

 

 

 

 

 

- Если 9, 40 дней или година приходится на Страстную или Светлую Седмицу, как можно отслужить панихиду? Можно ли устроить поминки?

- Согласно указанию Типикона (гл. 49, 1-е «зри»), начиная с Великого Четверга, во все последующие дни Страстной и Пасхальной седмиц не должно произносить заупокойных ектений и совершать какие-либо поминовения усопших, кроме тайного на проскомидии и на Литургии по освящении Даров. В храме не совершаются ни панихиды, ни литии.

Может быть совершено только отпевание, так как отложить его нельзя, и то оно не совершается в первый день Пасхи. Все прочие заупокойные богослужения и, разумеется, поминки переносятся на период после Фоминой недели, то есть на Радоницу.

 

- Что делать с деревянными и другими "несъедобными" пасхальными яйцами? Зачем они?

- Это украшение, которое ставится на божницу к иконам. Яйцо – древний символ жизни и воскресения, такое украшенное яичко должно напоминать нам о Воскресшем Христе. До революции на Руси производство пасхальных яиц процветало, оно даже стало самостоятельным видом искусства.  Если же для вас это просто красивая игрушка, то вам лучше их не приобретать.