Дзержинский праздничный сайт - новости, фотоотчеты, праздники

Праздник Вознесения Христова: история и значение

 

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа – великий двунадесятый праздник, относящийся к разряду переходящих или подвижных, так как день, в который он приходится, зависит от времени празднования Святой Пасхи. В этом году он выпадает на 13 июня. В основе его лежит Евангельское событие, о котором сообщают двое из четырех Евангелистов: апостолы Марк и Лука. Евангелист Марк:

«…И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16; 15-19).

И рассказ апостола Луки:

«…И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24; 50-52).

Евангелист Иоанн, как и Матфей, не повествует нам о событии Вознесения, но многократно раскрывает его смысл, и на основании его Евангелия можно заключить, как считает видный богослов, епископ Александр (Семенов-Тянь-Шанский), что Вознесение нуждалось в некоторой таинственной подготовке. «Не прикасайся ко Мне, - говорит Воскресший Господь Марии Магдалине, - ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20; 17).

Еще прежде страданий, пребывая с учениками, Господь неоднократно обещал им послать Пресвятого Духа, Утешителя. «…Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14; 26).

«…Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15; 26).

Когда апостолы узнали о предстоящей разлуке, то сердца их наполнились печалью, Господь же, утешая их, объяснял причину Своего отшествия: «…Истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16; 7).

После Воскресения из мертвых, в течение сорока дней являясь ученикам, Спаситель много беседовал с ними о тайнах Царства Божия, о том, как им предстоит устраивать Церковь Его и налаживать ее жизнь. Наконец, повелев им не отлучаться из Иерусалима, Господь заповедал, пребывая там, ожидать пришествие Пресвятого Духа, чтобы принять Им огненное крещение. По церковному преданию, они уже приняли водное, Иоанново крещение. Как пишет Епифаний Кипрский, Иоанн Богослов крестил Пресвятую Богородицу, и, вдвоем с Петром, прочих апостолов.

Когда же настало время вознесения, Господь возвел их на гору Елеонскую. Называется она так потому, что обсажена множеством маслин (елей – в переводе с греческого – масло). Преподав апостолам последние наставления, «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян. 1; 9-12).

Синаксарь праздника (поучительное чтение) разъясняет, что гора Елеон отстоит от Иерусалима на «две тысящи четыредесять ножных стоп», что и представляет собой тот самый путь субботы, узаконенный Моисеем. Именно на таком расстоянии находилась Скиния от иудейского полка: желающие поклониться могли дойти до Скинии и не далее, отчего и называется «субботний путь».

Апостолы по любви к своему Учителю долго стояли и взирали на небо, принявшее их Господа и Учителя. По этому поводу архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет: «Ангелы, явившиеся апостолам, сказали: «Что стоите зряще на небо?» Нам же, в отличие от апостолов, поскольку мы в большинстве своем склонны к земному и временному, надлежит услышать упрек от Ангелов: сынове человеческие, что стоите зряще не на небо, а на землю?

Истинный христианин во всех обстоятельствах жизни, при всех случаях помнит, что он наследник неба, сонаследник Христу, и поступает сообразно своему предназначению. Но пусть каждый из нас честно скажет, много ли в нем неземного, небесного, Христова?

Обратите очи свои к небу, - учит нас приснопамятный отец Иоанн (Крестьянкин), - воззрите на Спасителя вашего, давно на вас взирающего. Вступите на путь к небу, давно пред вами лежащий».

История празднования Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (книга 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства древних Отцов. Святитель Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление.

Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу. Кто еще, кроме божественного Сладкопевца, мог бы составить такие вдохновенные слова икоса: «Оставив всё земное на земле, уступив всё пепельное праху, приидите, воспрянем, смертные, и на высоту возведём очи и мысли, вперим виды вместе с чувствами на Небесные Врата, представим, что находимся на Масличной горе и взираем на Избавителя, возносимого на облаках. Ибо оттуда Господь на небеса взошел, там Он, раздавая даролюбезные дары апостолам Своим, утешив их как отец и утвердив, наставив их как сынов, сказал им: Не разлучаюсь от вас! Аз Есмь с вами, и никто против вас!»

Этот праздник может показаться с одной стороны грустным, ведь это – разлука. В одном месте богослужения поётся: «Господи, апостолы, когда видели Тебя на облаках возносимого, рыданием слёз, Жизнодавче Христе, скорби исполняемы, рыдающе говорили: Владыка, не остави нас сирых…» Но Священное Писание однозначно говорит, что апостолы возвратились «с радостью великою», ведь нужно понимать, для чего совершилось это славное Вознесение.

Что значит, что Господь с телом вознесся на небеса? Это значит, что Сын Божий, истинно, не призрачно, принявший навсегда человеческую природу, возвел ее в единство с Отцом и Духом, ввел ее в Тайну Пресвятой Троицы. Вот почему удивлялись ангелы, вот почему немы были от изумления Серафимы и Херувимы, видя Человека, восходящего превыше их, и узнавая в Нем своего Владыку. Наш ум не способен вполне вместить то, что сделал для нас Христос, участниками какой великой славы Он нас сподобил стать! Поистине Вознесение – величайшее торжество, это то, ради чего было и Воплощение, и Страдание, и Славное Воскресение.

Об удивлении Ангелов и их бессилии постичь тайну домостроительства нашего спасения таинственно пророчествовал царь и псалмопевец Давид. «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы» (Пс. 23; 7-10). Небесная иерархия (здесь: князи) недоумевают, Кто Это Такой, собирающийся войти в небесные врата, они даже, как бы в нерешительности их не открывают, поэтому раздается глас, повелевающий их открыть (взять), для того, чтобы вошел Царь Славы. Те, не в силах постичь, спрашивают, Кто же Он. Тогда таинственный глас прямо говорит им, что это идет Господь Сил (Небесных), то есть их собственный Владыка!

Конечно,  этого диалога на самом деле не было, это всего лишь высокохудожественный поэтический образ. Такими и схожими образами изобилует Священное Писание. Но как точно он выражает непостижимость замысла Творца для Его творений, даже для таких, каковы князи ангельские: Серафимы и Херувимы.

Святитель Димитрий Ростовский приводит другой образ, ключей и врат: «Теперь для нас ясно, почему Господь наш не носит ключей Царства и жизни: где нет врат – там не нужно и ключей, ибо при Вознесении Господнем небесные врата совсем сняты и уже никогда не будут затворены…»

Разумеется, и этот образ не следует понимать натуралистично: Врата, упоминаемые здесь – не створы на петлях, а преграда между Богом и человеком, появившаяся в связи с грехопадением и уничтоженная Господом Иисусом Христом.

Для предупреждения возможных недоумений, следует оговорить один простой, но немаловажный вопрос. Небо, на которое вознесся Господь, конечно же, не то голубое днем и звездное ночью небо, которое мы видим над головой. Это не стратосфера, не космос или какое-нибудь бесконечное мировое пространство. На библейском языке «небо» - это место вечного пребывания Превечного Бога или даже синоним Самого Божества. Вспомним притчу о блудном сыне. Раскаявшийся и вернувшийся к отцу, он говорит: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою…» (Лк. 15; 18).

Это понятие также вовсе не пространственное, это нечто совершенно иное, нам пока недоступное. Но только пока… «С верными последователями Христа, - пишет архимандрит Иоанн, -  должно произойти нечто подобное Вознесению Самого Христа Спасителя. Он неоднократно на страницах Евангелия призывает нас следовать за Ним, и, по Его собственному слову, быть там, где Он Есть, в славе вечной жизни Божественной (Ин. 12, 26; 17, 24). И вот, апостол Павел в Послании к Солунянам говорит, что в последний день пришествия Господа верующие в Него будут восхищены на облаках, в сретение Его на воздусе» (1Сол. 4; 17).

Вот что Господь совершил ради нас!» - восклицает отец Иоанн (Крестьянкин).

В Вознесении Он не ушел от нас, Он, наоборот, соединился с нами навсегда: «Аз Есмь с вами, и никтоже на вы!»