Дзержинский праздничный сайт - новости, фотоотчеты, праздники

Пасха крестная


 

 

Вселенскому торжеству Святой Пасхи предшествует величественное воспоминание и прославление страданий нашего Спасителя. Мы начнем с прославления показанного Христом образа всеобщего воскресения на примере праведного Лазаря. В Неделю Ваий мы вместе с детьми еврейскими торжественно встретим Господа, «Грядущего на вольную страсть. С особым духовным напряжением мы вновь будем переживать события последних дней земной жизни Спасителя. С блудницей мы слезами омоем Его ноги в дому Симона Прокаженного, с апостолами причастимся на Тайной Вечере. С Иосифом и Никодимом мы лобызаем изображенные на Плащанице страшные раны нашего Избавителя. С мироносицами выйдем во тьму Пасхальной ночи «утру глубоку». Перед закрытыми дверьми храма мы остановимся словно перед запечатанным Гробом, и полночную тьму как гром взорвёт первое «Христос воскресе!»

 

Исследуя сочинения древних церковных писателей, можно с удивлением узнать, что Древняя Церковь знала две Пасхи, вернее двуединый праздник Пасхи, в который соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха страданий, и Пасха Воскресная, то есть Пасха Воскресения. С течением времени из празднования Пасхи Крестной образовалась привычная нам Страстная седмица (в древности она называлась «Великой седмицей»), с ее торжественно-скорбными богослужениями, из Пасхи же Воскресной — собственно Пасха со Светлой седмицей.

В таком виде и существовала «первоначально Пасха, - пишет известный литургист профессор Михаил Скабалланович, - как убедимся из первоначального свидетельства о ней во II веке у святителя Иринея. Даже в III веке Пасха сводилась к посту, была Крестной Пасхой, подле которой еще и тогда едва лишь начала выступать в качестве самостоятельного праздника Пасха Воскресения — под видом торжественного оставления пасхального поста».

 

Обратная перспектива

В переживание всех празднуемых событий Матерь Церковь вводит нас не ранее как после подготовительного сорокадневного периода, называемого Святою Четыредесятницею. Сорокадневная продолжительность этого поста установлена в память и подражание сорокадневному посту Господа Иисуса Христа пред началом Его служения делу нашего спасения.

Таким образом, отсчитав от начала Великого Поста 40 дней (Пост начался 27 февраля), видим, что 6-го апреля, в пятницу, заканчивается Святая Четыредесятница,

Лазарева суббота и Вербное воскресение служат неким переходным звеном от Четыредесятницы к Страстной седмице, каждый день которой, посвящается особому воспоминанию, отраженному в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии.

Нужно изыскать любую возможность бывать в эти дни в храме, когда особое и неповторимое богослужение Страстной Седмицы открывает нам величественную картину последних дней земной жизни Спасителя, Его страдания, смерти и погребения.

В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.

Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов: истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий Вторник Господь обличал книжников и фарисеев. Церковь напоминает нам Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах.

В Великую Среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников.

На богослужении Утрени в первые три дня Страстной Седмицы поется умилительный тропарь «Се Жених грядет в полунощи…»

В Великий Четверг в богослужении вспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святой Евхаристии,  омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним, молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.

Великая Пятница - день глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа нашего Иисуса Христа; в этот день Божественным Спасителем была принесена Голгофская  Жертва на Кресте. Верующие поклоняются Святой Плащанице, в то время как священник читает трогательный канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы».

В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его во гробе, схождение Его душою во ад, возвещение там победы над смертью и избавление душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня - Святой Пасхи: «Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с душою яко Бог, в раю же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняющий) Неописанный».

На Утрени Великой Субботы перед Плащаницей исполняются так называемые «Похвалы», которые представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, художественно изображается ужас и изумление всей твари при виде Творца, почившего во гробе, раздается плач Богородицы и погребавших Его, проливается отрадный луч надежды на Его воскресение.

Умолкает «всякая плоть человеческая», когда в эту Преблагословенную Субботу (по-еврейски «покой») упокоился во Гробе Единородный Сын Божий.

 

 

Духовное путешествие

Великий Пост – Четыредесятница плюс Лазарева суббота с Вербным воскресением плюс Страстная Седмица - как видим, явление сложное и неоднородное. Он появился и принял привычные для нас очертания далеко не сразу. Церковная практика веками отшлифовывала этот драгоценный камень, пока он, наконец, не заблестел своими многочисленными гранями, являя собой целый комплекс священных воспоминаний и согласованных с ними спасительных аскетических упражнений, настоящую школу покаяния. «По замыслу Святых Отцов, Великий Пост – это путь, путешествие, - пишет протопресвитер Александр Шмеман, - это паломничество к Пасхе, к концу, который в то же время есть и начало, концу всего старого, началу новой жизни, постоянный переход из мира в Царство, явившееся во Христе».

Дмитрий РОМАНОВ