Дзержинский праздничный сайт - новости, фотоотчеты, праздники

Благовещение Пресвятой Богородицы празднует весь православный мир 7 апреля

 

Что мы можем узнать об этом празднике из Священного Писания и Предания?

Когда по определению Божию настало время явиться на земле Спасителю мира, Архангел Гавриил был послан от Бога в Галилейский город Назарет, в дом Иосифа, где жила переселившаяся в недавнем времени из Иерусалимского храма Дева Мария. Это была Богоизбранная Отроковица, из рода Давидова.

В храме Она научилась рукоделью и проводила время в трудах, молитве и чтении священных книг. Когда Ей исполнилось 14 лет, Она решила посвятить Себя Богу. Однако среди девушек того времени не принято было проводить безбрачную жизнь, поэтому и обручили Ее Иосифу, чтобы он являлся хранителем Ее девства. Этот праведный старец всю жизнь плотничал, хотя и был также из царского рода Давидова.

Предание гласит, что Мария читала книгу пророка Исаии и остановилась на словах: «Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Она размышляла: как блаженна эта Дева, которая удостоится быть Материю Господа и как желала бы Она Сама быть хотя бы служанкой при ней! И вот Ангел является Ей и приветствует Ее: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою: благословенна Ты в женах». Пресвятая Дева смутилась от слов его, и посланник Бога поспешил успокоить Ее: «Мария! Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Это будет Сын Всевышнего».

Пресвятая Дева Мария сказала: «Как же это будет, когда Я мужа не знаю?» Ангел отвечал Ей: «Дух Святый найдет на Тебя и Сила Всевышнего осенит Тебя: почему и Рождаемое, как Сын Божий, будет свято. Пресвятая Дева, с детства предавшая себя Богу, со смирением повинуясь Его святой воле, отвечала: «Я раба Господня, да будет со Мною по слову твоему». Ангел после сего отошел от Нее.

Когда же этот праздник стали так торжественно отмечать?

Армянский автор Григор Ашаруни, живший в начале VIII века, писал, что праздник Благовещения был установлен святителем Кириллом Иерусалимским во второй половине IV века. Но лишь через три столетия в Константинополе Благовещение стало одним из самых почитаемых праздников.

Богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта по старому стилю или 7 апреля – по новому, и отстоит ровно на девять месяцев от даты празднования Рождества Христова.

В чем же сокровенный смысл Благовещения Пресвятой Богородицы?

Вот что писал митрополит Антоний Сурожский. «Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?.. И на ответ Ангела, как это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии. Ее слова: «Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему…»

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении означает порабощенность. В славянском же языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдавал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия.

В Деве Марии мы находим изумительную способность довериться Богу до конца. Но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

А как на Руси отмечали Благовещение? Какие обычаи и обряды существовали?

Праздник этот как велик, так и любим русским народом. Издревле русские люди веровали, что на Благовещенье, которое знаменовало начало весны и нового сельскохозяйственного года, сам Господь благословляет землю и открывает ее на плодородие, на сеяние. Существовал обряд «освящения» посевного зерна: крестьянин ставил в кадку с зерном благовещенскую икону и приговаривал: «Мати Божия, Гавриил-Архангел, благословите нас урожаем».

Среди благовещенских обычаев бытовали и древние языческие ритуалы, в которых выражались вера в очистительную силу огня: сжигались старые постель, обувь, одежда; окуривались изба и надворные постройки. Наши предки небезосновательно считали, что так могут предохранить себя и скотину от болезней.

Самая известная пословица про этот праздник гласит: «На Благовещение девица косы не заплетает». В такой день не полагалось работать, это считалось большим грехом.

Благовещенье воспринималось в народе как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия – в природе и в жизни людей. Вероятно, с этим связан добрый обычай в этот день выпускать из клеток и сетей птиц на волю.

Этот обычай вспомнили и в дзержинском храме Воскресения Христова (деревянный). Здесь на  Благовещение Пресвятой Богородицы будут выпущены в небо белые голуби, символизирующие чистоту, целомудрие и верность, которые были присущи Пресвятой Деве Марии.

Алла КОТЯХОВА.

Благовещение. Мозаика храма Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.