Дзержинский праздничный сайт - новости, фотоотчеты, праздники

20 апреля - Светлое Христово Воскресение. Пасха Господня

Светлое Христово Воскресение: богатство символики и традиций

«Праздников праздник и торжество из торжеств!..», -  величайший праздник Светлого Христова Воскресения стоит особняком в ряду православных праздников.

 «Ныне спасение миру - миру видимому и невидимому, - говорит в своем Слове на Пасху святитель Григорий Богослов, -  Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, - освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха!»

Восклицая победные слова «Христос воскресе!», мы выражаем веру Церкви и свидетельствуем всему миру, что Иисус Христос есть Истинный Бог, наш Господь, Искупитель и Спаситель. Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершен Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человеческого рода.

Воскресением завершается победа над грехом и его следствием — смертью: «Ныне празднуем смерти умерщвление, ада разрушение, иной жизни — вечной — начало». Ниспровергнута смерть, отвергнуто, осуждено древнее осуждение смерти, расторгнуты «нерешимые» дотоле смертные узы ада, мы избавлены от «адова мучительства».

«Смерть! Ты более теперь не владычествуешь над людьми, - возглашает Церковь, - ибо Владыка Христос разрушил твою державу».

Начинались третьи сутки после погребения Христа. Ранним утром («еще сущей тьме») несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна...) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход во гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал» (Мф. 28; 5-6).

Удивительно, но о самом моменте преславного Воскресения Христа Спасителя не повествуется в Святом Евангелии. Ни «камень, велий зело», который был привален к двери гроба Христова усердием благообразного Иосифа Аримафейского, ни печать, положенная на камне злобой врагов Христовых, ни воинская стража, приставленная ими ко гробу Жизнодавца, — ничто не удержало во гробе Пречистого Тела Господня. Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолам об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня» (Мф. 28; 9-10).

Как апостолы увидели дорогого Учителя, так и нас, подобно им, Церковь призывает в этот день «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!»

Первый праздник

Праздник Пасхи есть древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в Апостольской Церкви.

Светлый праздник Воскресения Христова назван Пасхою. Такое название этот праздник получил по внутреннему соотношению с ветхозаветным праздником Пасхи, который, в свою очередь, был назван от еврейского слова «песах» («проходить мимо») — для обозначения того события, которое имело место при исходе евреев из египетского рабства. Ангел Господень, губивший первенцев, видя кровь пасхального агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо них и оставлял неприкосновенными еврейских первенцев.

Эта ветхозаветная Пасха имела прообразовательное значение. Сообразно с ней Истинная Пасха, Новозаветная, получила особый смысл и стала обозначать прохождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в Священных песнопениях Церкви: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе победную (песнь) поющия (Ему)». В таинственном смысле наша Пасха Есть Сам Христос Господь, как и поется в каноне праздника: «Христос — наша Пасха, Пасха чистительная».

В первые века христианства не везде Пасху праздновали в одно и то же время. На Востоке Империи ее праздновали в 14 день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неподобающим праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Два различных обычая просуществовали до I Вселенского Собора, на котором было постановлено в соответствии с правилами Александрийской Церкви праздновать Пасху повсеместно в первое воскресенье после весеннего полнолуния, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской. Этого порядка Православная Церковь держится и поныне.

Пасха на Руси

Облекшись в белые крещальные одежды в днепровской купели при святом великом князе Владимире, русский народ всем сердцем возлюбил Господа Иисуса Христа и Его Святое Евангелие. Характер и глубинный строй русской национальной культуры навсегда стал неотделим от Евангельских идеалов: ее особенностью, по словам современных ученых, является ее сотериологический характер, в отличие от эвдемонической европейской культуры.

Академик В.С. Непомнящий, определяя вероисповедание как систему ценностей, сравнил культуры Европы и России по главным праздникам. Он отмечает, что европейская культура имеет Рождественский характер, а культура России - Пасхальный.

Если для европейца главное то, что Бог уподобился мне, придя в этот мир в образе человека, и потому нужно научиться любить себя, то для русского человека главное - Воскресение и призыв Бога уподобиться ему, преодолевая свое несовершенство.

В Рождественской культуре важен человек, каков он есть, в культуре Пасхальной - каков он должен быть. Поэтому сознание европейца сориентировано на права человека, на достижения цивилизации, на земную доминанту, а сознание русского человека - на его обязанности, небесную доминанту.

Устремленность к пасхальному идеалу и раскрывает основную особенность русской культуры. Она устремлена к достижению духовного совершенства, провозглашаемого Новым Заветом. Николай Васильевич Гоголь пишет: «…Что есть много в коренной природе нашей, нами позабытой, близкого закону Христа, — доказательство тому уже то, что без меча пришел к нам Христос, и приготовленная земля сердец наших призывала сама собой Его слово, что есть уже начала братства Христова в самой нашей славянской природе, и побратанье людей было у нас родней даже и кровного братства…». «В русском человеке, - пишет Гоголь, -  есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней — те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, он чувствует грусть и обращается невольно к России. Ему кажется, что там как-то лучше празднуется этот день, и сам человек радостней и лучше, нежели в другие дни, и самая жизнь какая-то другая, а не повседневная…».

«Светися, светися, Новый Иерусалиме!»

Пасхальное богослужение необычайно торжественно. В нем полностью отсутствует чтение – только пение. Песнопения Светлого Праздника богаты высокохудожественными образами, в которых ясно выражены глубокие истины веры христианской в связи с величайшим событием Воскресения Христова.

Боговдохновенный церковный песнописец святой Иоанн Дамаскин, который является автором большинства пасхальных песнопений, широко использовал в качестве материала творения великих отцов Церкви, и чаще других – творения святителя Григория Богослова. «Пасха! Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе...»,- воспевает Церковь.

«О, святые песни, всякому знакомые, всякому милые! – пишет в своих воспоминаниях К. П. Победоносцев, - Кто из русских людей не знает и не поет вас и не отвечает на ваши звуки всем своим сердцем! И ребенок, в первый раз заслышав вас, чувствует трепет праздничной радости, и старик, много раз проводивший Пасху на веку своем, когда услышит вас, как будто снова делается ребенком и празднует Христу детскою радостию…».

Артос и пасхальные снеди

В продолжении всей Светлой седмицы мы видим в храме особый хлеб, который занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня. Это артос. Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – «просфора всецелая».

После Вознесения Спасителя, когда апостолы сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. В субботу Светлой седмицы читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Традиционные пасхальные снеди, крашеные яйца, куличи и пасхи, несут глубокий символический смысл.

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос, он является своеобразной разновидностью артоса, только на более низкой степени освящения. Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно. Онтологический статус артоса не позволяет добавлять в него ничего лишнего. В нем нет никакой сдобы, никаких ароматических веществ. Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя, Который есть Жизнь.

Однако в пасхальном куличе, этом артосе, перенесенном на праздничный стол, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества, готовность услышать любую молитву, придти на помощь последнему грешнику.

Символическое значение яйца как начала новой жизни было традиционным с самого начала Христианства. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христова, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Еще одной непременной принадлежностью пасхального стола является творожная пасха, которая также имеет свою глубокую, укорененную в Священном Писании символику. Господь, обращаясь к Моисею, обещает Своему избранному народу «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх. 2, 7). Эта характеристика земли обетованной сохраняется на протяжении всего повествования о Пасхе — переходе евреев из Египта в Землю Обетованную. Она является прообразом Царства Небесного, путь в которое для верующего человека еще более труден, чем сорокалетнее путешествие иудеев. Ее «молоко и мед» — образ нескончаемой радости, блаженства святых, удостоенных спасения и вечного пребывания перед Престолом Божиим.

Таким образом, творожная пасха — это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности. А «горка», форма в виде усеченной пирамиды, в которую укладывается пасха — это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима — города, в котором нет храма, но «Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец» (Апок. 21, 22).

Дмитрий РОМАНОВ