19 августа - праздник Преображения Господня
Событие праздника Преображения Господня описано в Евангелии. Вскоре после того как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит много пострадать от иудеев, быть убиту и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как свет. Преображение Христово сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Господом о Его близком отшествии. И когда они завершили беседу, Петр сказал Иисусу: «Наставниче! Добро есть нам зде быти; сотворим три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», - не зная, что говорил. Изумление учеников достигло предела, когда всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте».
Святые отцы в Преображении Христовом находят неиссякаемый источник нравственного и духовного назидания.
Спаситель не изменился, не стал иным, не приобрел что-то, чего раньше не имел, для Него Преображение состояло не в каком-либо возрастании Его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой. У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря нему они оказались способны созерцать Божественный Свет. Как учит святитель Григорий Палама, Фаворский Свет — это «Слава Божия» и «Царство Божие», в нем апостолам была открыта «тайна восьмого дня», то есть будущего века, тайна того светоносного «града» - Нового Иерусалима, о котором свидетельствует Апокалипсис.
Посвящения в тайну будущего века были удостоены лишь избранные из числа двенадцати апостолов, «столпы» апостольского лика (Гал 2: 9), которые одни лишь были отмечены переменой имени, совершенной над ними Христом. Эти избранники вместе с пророками Моисеем и Илией олицетворяли на Фаворе всю Церковь.
Преображение Христово имело для апостолов еще одно значение: оно должно было при грядущем Голгофском уничижении Христа укрепить учеников в их вере, дать им незыблемое свидетельство Божества Иисуса Христа и добровольности Его Крестных страданий и смерти.
Символика Преображения глубока и назидательна. Высота Горы означает, по толкованию блаженного Феофилакта, возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама Гора знаменует необходимость двух подвигов - богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве.
Символично и само избрание Христом места, где свершилось Преображение, так как Фавор означает чертог чистоты и света. Возведя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного Света необходимо очищение покаянием.
В этот день издревле принято освящать начатки плодов. В Греции – это виноград, потому что он созревает как раз к празднику Преображения. В наших же северных краях к этому сроку поспевают первые яблоки, поэтому на Руси день Преображения обрел второе, народное название – Яблочный Спас.
Дмитрий Романов