21-22 сентября - Рош-а-шана - еврейский Новый год
Пусть год будет добрым и сладким!
Наверняка многие из нас, жителей Дзержинска, крайне удивятся, если сегодня и завтра вдруг услышат, что кто-то поздравляет друг друга с Новым годом. Между тем удивляться не надо: ведь именно 21 и 22 сентября встречают на этот раз Новый год, а точнее праздник Рош-а-Шана, люди, исповедующие иудаизм, а их в нашем городе немало.
Своеобразным центром, объединяющим дзержинских евреев, чтящих свою религию, знающих и соблюдающих национальные традиции, является местная синагога. Туда я и пошла, чтобы подробно узнать, что собой представляет Новый год столь самобытного и древнего народа, с чем он связан, как и чем принято его встречать. Удовлетворил мое любопытство председатель еврейской общины Дзержинска Ефим Михайлович Беркович.
Календарное летоисчисление евреев разительно отличается от того, по которому живем мы. Во-первых, ведется оно не со Дня Рождения Иисуса Христа, а со дня сотворения мира. Таким образом, праздник Рош-а-Шана, дословный перевод которого – голова года, является в иудаизме Днем рождения мира. То есть встречают евреи сегодня 5778 год, нам же предстоит в январе встречать всего-навсего 2018- ый. Во-вторых, в отличие от нас, евреи живут не по солнечному, а по лунному календарю. Именно с этим связано в частности то, что их Рош-а Шана в прошлом году выпал на наше второе октября, а в этом – на двадцать первое сентября, в следующем выпадет на другой день, а не на какой-то строго определенный. Хотя для самих евреев по их-то календарю и в том и в другом случае это будет первое сентября, то есть тишрея.
Кстати, в иудаизме каждый новый день начинается не в 00.00 часов, а с момента появления на небе первых звезд. Следовательно, если уж быть абсолютно точными, сентябрь ( тишрей), а с ним и новый год, для них наступил на этот раз вечером 20-го сентября.
Так как Рош-а-Шана в отличие от нашего Нового года является праздником не светским, с некими отголосками язычества, а сугубо религиозным, то в первое и второе утро наступившего года верующие евреи приходят в синагогу. Там проходит праздничная молитва.
Практически каждый еврейский праздник имеет свою «заповедь». Так, заповедью Рош-а-Шана служит шофар – рог кошерного животного, - в который в дни этого праздника следует трубить в синагоге после прочтения Торы. Когда звучит шофар, евреи просят всевышнего о том, чтобы их имена были на предстоящий год внесены им в книгу жизни, ведь согласно еврейской традиции именно в дни празднования Рош-а-Шана происходит своеобразный «переучет» людей, и «Небесный суд» решает, кто из них достоин жить в наступившем году и какова для них будет эта жизнь.
После молитвы, которая продолжается около полутора часов и звуков шофара - они не долгоиграющие , евреи в Дзержинской синагоге садятся трапезничать. Трапеза состоит только из кошерной пищи.
Вместо привычного для нашего уха: «С Новым годом! С новым счастьем!» евреи, желают друг другу на Рош-а-Шана «Хорошего года! Сладкого года!» Поэтому-то на праздничном новогоднем столе у евреев много сладостей. В обязательном порядке: яблоки и мед. Кусочек яблока, обмакнутый в мед – это знак веры евреев в то, что их тшува ( раскаяние в грехах) принята Богом, и наступающий год будет добрым и сладким.
Традиционным новогодним еврейским блюдом является кошерная фаршированная рыба - как правило, щука или зеркальный карп - причем, подается она холодной. В обязательном порядке у каждого еврея на тарелке будет лежать во время новогодней трапезы рыбья голова – это как бы пожелание того, чтобы быть всегда в голове, а не в хвосте происходящего. Гранат – еще один обязательный «съедобный атрибут» Рош-а –Шана - является своеобразным желанием евреев « быть наполненными исполненными заповедями, как гранат зернышками». Кроме того, гранат служит символом пополнения рода.
Что же касается спиртного… Наше традиционное новогоднее Шампанское евреям на Рош-а-Шана заменяет их традиционное виноградное кошерное вино. Из безалкогольных напитков евреи отдают предпочтение виноградному кошерному соку, изготавливаемому по специальной рецептуре всего в трех странах мира: Израиле, США и Испании.
А дарят ли евреи на свой новый год друг другу подарки? Дарят! И песни поют, и свои национальные «хороводы» водят. Правда, как признался Е.М. Беркович, в местной синагоге на Рош-а-Шана соберутся в основном люди пожилого возраста, поэтому предпочтение они отдадут не песням и танцам, а воспоминаниям и просто разговорам за трапезой о ситуации в мире, стране, нашем городе.
« Дни, на которые в этот раз наш Рош-а- Шана – не общепринятые выходные, поэтому многие евреи будут на работе, учебе и не смогут принять участие в празднике, - говорит Ефим Михайлович Беркович. – Но я поздравляю всех евреев нашей общины, нашего города с Рош-а-Шана и желаю, чтобы наступивший год был для них добрым и сладким!»
Алла ЕГОРОВА