Дзержинский праздничный сайт - новости, фотоотчеты, праздники

Праздник Песах в Дзержинске

 

Праздник Песах в Дзержинске: история, традиции, рецепты

25 марта после захода солнца, в соответствии с еврейской традицией,  в синагоге г. Дзержинска началось празднование Песаха.

C 26 марта по 2 апреля этого года евреи всего мира отмечают Песах – праздник освобождения.

Четыреста лет евреи были рабами в Египте. Прежде чем вывести евреев из Египта, Всевышний обрушил на страну  и ее жителей десять казней:

1.      вода превратилась в кровь;

2.      из Нила вылезли полчища жаб и покрыли страну египетскую;

3.      прах египетской Земли превратился во вшей;

4.      Египет наполнился полчищами диких зверей и пресмыкающихся;

5.      вымер весь скот египтян, но ни одно животное, принадлежащее евреям, не погибло;

6.      кожа египтян покрылась язвами;

7.      на Египет обрушился град, уничтоживший все живое, не укрывшееся под крышами домов;

8.      скопища саранчи покрыли всю территорию Египта;

9.      настала тьма кромешная во всей стране Египетской.

 

Прежде чем наслать на Египет последнее, самое ужасное бедствие, Бог предупредил Моше (Моисея): «Скажи своему народу, пусть в каждой еврейской семье зарежут ягненка и помажут дверной косяк его кровью. А мясо зажарят на огне и съедят в ту же ночь. В эту ночь я пройду по всему Египту и поражу первенца в каждой египетской семье и даже перворожденного от всякой скотины. Но те дома, двери которых будут помечены кровью, я миную, и вы будете спасены». Потому и назвали этот  праздник Песах.  Песах на иврите означает «миновал, перепрыгнул».

10. В одну ночь умерли все первенцы Египта: от первенца фараона до первенца рабыни.

После этого потрясенный фараон сдался, сказал: «Пусть народ этот (евреи) немедленно убирается из Египта!».  В спешке собрали евреи свое имущество и покинули страну. Они так торопились, что не успели даже испечь хлеб. Люди вышли из пределов Египта и, очутившись в пустыне, стали печь на камнях, раскаленных солнцем, плоские пресные лепешки. В память об этом хлебе и исходе из Египта ежегодно в течение семи дней евреи едят только хлеб из неквашеного теста – мацу или еще ее называют опресноки.

 

Заповеди праздника

Наиболее важные грани праздничной традиции – заповеди, связанные с хамецом и мацой.

Хамец – это пища, содержащая пшеницу, рожь, ячмень, овес или полбу, а также любую их комбинацию. Примеры таких продуктов: водка, виски, пиво, вафли, печенье, сухие завтраки, макароны, детские смеси и т. п.

            На протяжении всех дней Песаха евреям запрещено в каком бы то ни было виде употреблять хамец в пищу и владеть им. Маца, напротив, является единственным мучным изделием, разрешенным в пищу в течение всех дней праздника, а в первые две ночи тот, кто ест мацу, исполняет заповедь Бога.

Хамец символизирует непомерно раздувшуюся гордыню. Маца же  - символ праздника, она подобна поведению вышедших из Египта евреев, эго которых не вздулось, а подчинилось воле Творца. Отказываясь от хамеца и пробуя мацу, евреи запасаются на весь год драгоценным, спасающим от многих бед свойством. На иврите оно называется битуль – устранение своего «я» перед волей Творца.

            За несколько недель до наступления праздника необходимо полностью очистить от хамеца дом и все имущество. Следует также проверить всю одежду, тщательно вытряхнув ее карманы, очистить бытовую технику. До наступления праздника нужно избавиться от продуктов, содержащих хамец, включая корм для животных. 

 

Основные элементы седера

Слово «седер» дословно переводится с иврита как «порядок» и обозначает ритуал проведения праздничной трапезы в первые две ночи Песаха. Это порядок не нарушается много веков. Идея порядка красной нитью проходит через все элементы праздничного застолья. Любой из предметов, которые должны присутствовать на столе Пасхального седера, имеет не только практическое, но и мистическое значение. Программа и правила этого праздничного застолья изложены в ПАСХАЛЬНОЙ АГАДЕ, кратком путеводителе по духовному миру Исхода. 

МАЦА

На стол кладут, один на другой, три листа мацы. Одно из названий мацы – «хлеб веры». По слову Всевышнего предки евреев отправились из Египта в пустыню. Тесто для хлеба, который они собирались испечь, не взошло, о чем и напоминает  маца на пасхальном столе. Маца кладется на стол перед ведущим Седер, поверх нее ставится кеара.

КЕАРА

Поверх листов мацы кладут блюдо праздничной трапезы, кеару. На блюдо Седера выкладывают в определенном порядке шесть предметов:

- Зроа (кусочек прожаренного мяса на косточке или куриное горлышко) – в память о пасхальном жертвоприношении, которое ели в эту ночь во времена существования Храма. В наши дни, дни галута (изгнания), зроа в течение Седера не едят, и это должно напомнить о том, что несмотря на достигнутый прогресс, люди еще не обрели совершенства. Настоящий расцвет мира и еврейского народа наступит с приходом Мошиаха и строительством Третьего храма.

- Бейца (яйцо, сваренное вкрутую) – в память о праздничном жертвоприношении, которое совершалось во времена существования Храма.

- Марор (листья салата или натертый корень хрена) – символ горечи египетского рабства.

- Карпас (кусочек репчатого лука или вареной картошки) – в течение Седера карпас окунают в соленую воду и едят в память о слезах, пролитых евреями в рабстве.

- Харосэт (смесь из тертых яблок, груш и орехов, заправленная красным вином) – по виду похожа на грушу и напоминает о тяжести египетского рабства, о том, как евреи-рабы изготовляли кирпичи и по приказу фараона строили египетские города.

- Хазерет (листья салата или натертый корень хрена) – напоминает о начале порабощения, казавшемся евреям абсорбцией, адаптацией в чужой стране. Они стали рабами незаметно для себя. Таковы и свойства хазерет: вначале вкус кажется довольно мягким, и только разжевав его, чувствуешь горечь.

Четыре бокала вина

В установленные моменты Седера выпивают четыре бокала вина или виноградного сока, которые олицетворяют четыре шага на пути к освобождению.

1 -   физическое освобождение, как сказано об этом Богом:: «И выведу Я вас из-под гнета»;

2 -  изглаживание отпечатков рабства в сознании и духе человека: «И избавлю Я вас от рабства»;

3 -  сотворение в человеке духа свободы, «И спасу Я вас великой мощью»;

4 -  превращение общества в народ и установление диалога народа с Богом: «И возьму Я вас Себе народом».

В конце Седера наливают пятый бокал, но не выпивают его. Он олицетворяет пятый, завершающий этап преображения: «И приведу Я вас в страну, о которой клялся Аврааму, Ицхаку и Яакову».  Этот бокал называется Бокалом пророка Элияу. По преданию, душа пророка спустится в материальный мир, чтобы стать предвестником эры Мошиаха.

 

Праздничные рецепты

КУГЛ ИЗ ТРЕХ ВИДОВ ОВОЩЕЙ

Ингредиенты:

- 2 цуккини, натертые на крупной терке

- 2 моркови, натертые на крупной терке

- 2 картофелины, натертые на крупной терке

- 1 натертая головка репчатого лука

- 3 слегка взбитых яйца

- щепотка сахару

- 1 ст. л. мелко нарубленной свежей петрушки

- 2 – 3 щепотки сухого базилика

- 7 ст. л. оливкового  или растительного масла

- соль и молотый черный перец

Кугл очень популярен на Песах, поскольку он очень сытный. Вы сможете  им наесться в тот период, когда нельзя есть хлеб. Обычно в кугл  добавляют  тертый сырой репчатый лук.

Чтобы на дне и боках кугеля образовалась хрустящая корочка, форму следует сначала смазать растительным маслом и нагреть ее в духовке и только потом выкладывать в форму картофельную смесь.

1.      Нагрейте духовку до 180 градусов. Положите в миску цуккини, морковь, картофель, лук, яйца, чеснок, сахар, петрушку, базилик, соль, перец.  Перемешайте. Вымесите густую массу.

2.      Налейте в огнеупорную форму половину порции масла, выложите овощную смесь и залейте ее остывшим маслом. Запекайте  40-60 минут или до тех пор, пока овощи не станут мягкими и не покроются сверху золотисто–коричневой корочкой. На стол подавайте горячим.